355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Алексей фон Лампе » Мой дневник. 1919. Пути верных » Текст книги (страница 4)
Мой дневник. 1919. Пути верных
  • Текст добавлен: 5 мая 2021, 12:00

Текст книги "Мой дневник. 1919. Пути верных"


Автор книги: Алексей фон Лампе



сообщить о нарушении

Текущая страница: 4 (всего у книги 4 страниц)

А.А. фон Лампе на земле предков

Во второй половине 1929 г. семья фон Лампе переехала на новый адрес – Берлин В15, Паризерштрассе 1289. 26 января 1930 г. в Париже исчез генерал Кутепов, позже станет известно, что он погиб во время похищения советскими агентами. Преемником Кутепова на посту председателя РОВСа стал генерал Е.К. Миллер. С последним у фон Лампе уже были определенные сложности в отношениях еще со времени назначения в Берлин. Узнав о работе фон Лампе в кинематографе, Миллер не преминул издать распоряжение № 166, запрещающее солдатам и офицерам сниматься в фильмах, если эти фильмы неверно отражают события российской истории. Распоряжение вызвало полемику между фон Лампе и Миллером, но последний остался непреклонен и запрета не отменил.

Летом 1930 г. фон Лампе улыбнулась удача – он устроился на новую работу. В своем письме к А.П. Архангельскому Алексей Александрович так описал условия своего труда: «Работаю на новой службе с 8 утра до … вечера. Час окончания не определен. Но я доволен и этим, так как это дает мне пока что прожиточный минимум и надежды… если, конечно, дело не лопнет, ибо оно только началось. Вообще, конечно, довольным быть трудно, так как весь день приходится проводить в среде мало подходящей, но что поделать, эта участь всех нас и в этом отношении судьба меня много лет баловала»90.

К лету 1933 г. фон Лампе опять сменил место жительства и переехал в район Берлин-Целенсдорф, поселившись по адресу Циноввег, 8. 14 июня 1933 г. генерал фон Лампе был арестован тайной политической полицией (гестапо) по подозрению в шпионаже. Вскоре он был освобожден, но затем повторно арестован в июле того года. Вплоть до 9 сентября 1933 г. содержался в одиночной камере91, затем был освобожден. Особый трагизм этой ситуации добавляло, то, что дочь Алексея Александровича доживала последние месяцы, а причиной одного из арестов стало то, что для доставки Евгении в госпиталь фон Лампе воспользовался машиной датского посольства в Берлине, что было расценено служащими гестапо как попытка бегства из Германии.

Стоит оговориться, что нацисты вообще с большим подозрением относились к деятельности эмигрантских организаций, и особенно к деятельности Бюро ответственного по делам русских беженцев, руководил которым бывший российский посланник С.Д. Боткин. Под давлением гестапо Боткин был вынужден покинуть Германию. В июле 1936 г. взамен бюро было создано Управление по делам русской эмиграции в Германии (УДРЭ), руководить которым было поручено генералу В.В. Бискупскому. Создание надзорного органа и его возглавление человеком из кирилловских кругов было с опасением встречено фон Лампе.

Волей судьбы фон Лампе оказался втянут в события испанской гражданской войны 1936–1939 гг. Руководство РОВСа было заинтересовано в участии своих чинов в этом военном конфликте на стороне испанских националистов – франкистов (назывались по фамилии главнокомандующего армией националистов Франсиско Франко). По мнению автора, именно активная позиция в испанском вопросе председателя РОВСа генерала Е.К. Миллера стала основанием для его устранения советскими спецслужбами в сентябре 1937 г.

В январе 1937 г. А.А. фон Лампе от Объединения русских национальных организаций в Германии направил приветственное письмо в адрес генерала Франко. 9 апреля 1937 г. фон Лампе получил ответ от начальника дипломатического отдела правительства Франко. Наряду с благодарностью за пожелание успеха в борьбе с красными в письме содержались и такие строки: «Нам совершенно понятно, что именно вы в качестве подлинных представителей великой, традиционной России в состоянии оценить все значение нашего тяжкого крестового похода для освобождения Испании от варварства красных полчищ»92.

Основной приток русских добровольцев в армию франкистов был из Франции, но после закрытия французской границы русским добровольцам потребовались другие пути в Испанию93. Поэтому руководители РОВСа решили провести переброску добровольцев к националистам с помощью их союзников – Германии и Италии. Генерал Миллер переслал А.А. фон Лампе всю переписку на этот предмет с испанцами и поручил ему вести переговоры с немцами, причем в своем письме Миллер сделал такую оговорку: «…Ваше общение с власть имущими лишь поможет Вам наладить ту связь, установление которой до сих пор не удавалось»94.

От возложенного поручения генерал фон Лампе вежливо, но твердо отказался, сославшись на трудности лавирования в немецких учреждениях. Истинные же причины отказа столь пробивного человека так и останутся загадкой.

Несмотря на отказ от участия в переговорах, фон Лампе продолжал пристально следить за испанскими событиями, он также состоял в переписке с самым известным русским добровольцем в армии Франко – генерал-майором Н.В. Шинкаренко, служившим в Испанском иностранном легионе. После ранения Шинкаренко генерал фон Лампе организовал для него сбор денежных средств.

Эмигрантская жизнь имела свою специфику. Вражда между различными политическими группировками то затухала, то разгоралась с новой силой. В первый период пребывания в Германии фон Лампе приходилось опасаться интриг кирилловцев, после июля 1936 г. – генерала В.В. Бискупского, начальника Управления по делам русской эмиграции в Германии (УДРЭ). Порой фон Лампе оставлял свои язвительные комментарии по той или иной группировке, так 16 мая 1938 г. он сообщал в Париж: «Сейчас мы живем в период появления в Берлине генерала Туркула и журналиста Солоневича, которые, по-видимому, нашли друг друга и оба вместе нашли свою отраду в Мельском. Хороша компания»95.

Вскоре фон Лампе поссорился со своим многолетним корреспондентом, редактором журнала «Часовой» В.В. Ореховым. До этого фон Лампе несколько лет сотрудничал с журналом и состоял с Ореховым в переписке. Ссора была вызвана тем, что Орехов позволил себе на страницах журнала обсуждать процессы, происходящие внутри РОВСа. 31 мая 1938 г. фон Лампе направил Орехову грозное письмо: «…ввиду того, что начиная с номера 208-го журнал “Часовой” определенно разошелся с основными положениями Русского общевоинского союза, я прошу не считать меня более сотрудником журнала и заявляю, что я прекращаю работу по представительству журнала»96.

К этому времени авторитет и влияние фон Лампе в кругах РОВСа значительно возросло. Лица из окружения великого князя Николая Николаевича и генерала Кутепова уже покинули руководящие посты в РОВСе. Новый председатель РОВСа – генерал А.П. Архангельский состоял с фон Лампе в многолетней переписке и очень ценил последнего. 30 апреля 1938 г. фон Лампе получил письмо от генерала Архангельского: «Предлагаю Вашему превосходительству в случае моей гибели вступить в должность Начальника Русского общевоинского союза, в случае, если до того времени не будут назначены мои заместители в установленном порядке»97. Таким образом, спустя много лет работы в РОВСе фон Лампе приблизился к самым вершинам руководства союзом.

Осенью 1938 г. усилилось противостояние между РОВСом и братьями Солоневичами. Борис Солоневич во время пребывания в Брюсселе пожаловался генералу Архангельскому, что генерал фон Лампе интригует против него и брата, «втягивая в эту борьбу и немцев»98. Узнав об этом, фон Лампе позвонил Ивану Солоневичу и потребовал объяснений. Иван Солоневич заявил генералу, что у него есть заявление 2 немцев, служащих в официальных немецких учреждениях, о том, что якобы фон Лампе писал в эти учреждения доносы на И.Л. Солоневича. Стоит сказать, что И.Л. Солоневич нажил много врагов в РОВСе, старшие офицеры IV отдела РОВСа даже опубликовали обращение к офицерству, в котором указали: «Иван Солоневич, этот типичный демагог, проведший свыше 15 лет в сообществе палачей русского народа – чекистов, все более наглея, не останавливается перед издевательством даже над памятью Вождей Белого движения генерала Кутепова и генерала Миллера, павших от рук большевиков в борьбе за Россию…»99 Позже аналогичное постановление вынесли начальники I отдела.

28 октября 1938 г. глава УДРЭ генерал В.В. Бискупский собрал руководителей всех военизированных эмигрантских операций и заявил о грядущей в 1939 г. унификации эмигрантских организаций. Все эмигрантские организации в соответствии с этим должны были быть объединены в 5 организаций: общецерковную, военную, политическую, юношескую и бытовую. Генерал фон Лампе должен был возглавить военную организацию. Унификация военных организаций должна была пройти путем присоединения к ОРВС всех военных эмигрантских организаций. В случае отказа присоединиться к ОРВС организацию ждал роспуск.

22 октября 1938 г. возглавляемый фон Лампе II отдел РОВСа приказом генерала Архангельского за № 36 был преобразован в Объединение русских воинских союзов (ОРВС) с генералом фон Лампе во главе100. Со временем в подчинение генералу фон Лампе как начальнику ОРВС вошли воинские организации на оккупированной немцами территории (Польша, Люксембург и Чехословакия). На присоединенных территориях создавался новый отдел ОРВС; обычно они имели номера, но иногда и названия, к примеру, Юго-Восточный отдел в Протекторате Богемия и Моравия (территория Чехии) или Восточный отдел в Генерал-губернаторстве (оккупированная Чехия). Триумф немецких армий продолжался, вскоре были оккупированы Франция и Бельгия. Учитывая обстоятельства, генерал А.П. Архангельский обратился к фон Лампе с предложением принять на себя руководство бельгийским и югославским отделами РОВСа. Данная инициатива была одобрена в Главном управлении имперской безопасности (гестапо входило в него отдельным управлением), но встретила жесткое сопротивление в руководстве немецкой армии.

Учитывая открывшиеся перед ним перспективы по собиранию в рядах ОРВС отдельных и полузапрещенных отделов РОВСа, фон Лампе предпринял целый ряд поездок по Европе – в марте 1939 г. посетил Болгарию, в октябре – ноябре 1939 г. – Протекторат Богемия и Моравия. На протяжении последующих лет ОРВС значительно разрослось и численно выросло, что уже было предметом нашего отдельного исследования101.

Наконец в декабре 1939 г. фон Лампе удалось устроиться в крупное немецкое издательство «Шерль»102 (часть концерна Альфреда Гугенберга). Наконец Алексей Александрович мог сочетать полезное с приятным.

А.А. фон Лампе и Вторая мировая война

Еще накануне нацистского вторжения в СССР фон Лампе направлял множество писем в различные инстанции Германии. Более того, фон Лампе передал себя и чинов ОРВС в распоряжение вооруженных сил Германии, но эти жесты доброй воли были отвергнуты нацистами: «в настоящее время чины Объединения не могут быть применены в германской армии»103. «Весенний поход» в очередной раз откладывался.

Несмотря на это, А.А. фон Лампе не унывал, так, в одном из писем генералу Архангельскому он написал: «Мне очень хочется, дорогой Алексей Петрович, чтобы Вы меня поняли… моей ненависти к большевикам я не изменю и буду добиваться права опять драться с ними до последней возможности. Для себя я ничего не ищу – у меня все личное кончено и даже территория Берлина лично меня больше всего привлекает, так как в Берлине лежит моя дочь. Но долг я исполню во что бы то ни стало – в этом завет покойного Главнокомандующего, а он, повторяю, предвидел, что немцы помогут нашему освобождению от большевиков»104.

В 1942 г. генерал сохранил все свои иллюзии в отношении будущей победы и ответил на поздравления великой княгини Веры Константиновны словами: «Дай Бог нам следующую Пасху встретить у себя на Родине!»105 В течение 1942 г. в ОРВС произошли различные изменения. В январе было заключено мировое соглашение между ОРВС и Российским национальным и социальным движением (РНСД), которое возглавлял полковник Н.Д. Скалон. По требованию немцев был распущен Восточный отдел ОРВС и сменено руководство Юго-Восточного отдела. Позже по требованию немцев из непосредственного распоряжения фон Лампе будет выведена и братиславская группа ОРВС.

Летом 1942 г. фон Лампе отправился в очередное турне по Европе: в июле он посетил Белград и части Русской охранной группы, сформированной из русских эмигрантов, проживающих на Балканах. Затем Алексей Александрович посетил Прагу и Братиславу. В августе 1942 г. с разрешения фон Лампе на русском участке кладбища Тегель были похоронены 11 советских военнопленных, что привело к конфликту с митрополитом Серафимом.

Новый 1943 год вселил надежды в фон Лампе, да и в других эмигрантов-пораженцев тоже. Формирование добровольческих частей из советских военнопленных набирало силу, и эмигранты считали, что рано или поздно немцы пригласят к сотрудничеству и эмигрантов. В марте 1943 г. в Германии было опубликовано открытое письмо А.А. Власова «Почему я стал на путь борьбы с большевизмом». Ознакомившись с данным документом, 28 марта 1943 г. фон Лампе написал письмо А.А. Власову, в котором выразил желание встретиться с ним. Встреча двух генералов состоялась в Берлине 22 мая 1943 г. на квартире барона фон Шлиппе. Власов произвел на фон Лампе сильное впечатление. В своем письме Архангельскому фон Лампе написал: «Мое впечатление? Много лучше, чем я ожидал! Если откинуть всякие сомнения и верить ему полностью, то впечатление просто хорошее… Его слова – это наши слова и мысли в течение многих лет. Его планы – хороши, если они исполнимы для тех, кто их принимает, – приемлемы»106.

Во второй половине 1943 г. А.А. фон Лампе с инспекционными поездками посетил Данциг, Познань и Прагу. В столицу оккупированной Чехословакии чета фон Лампе отправилась вместе, что спасло Наталию Михайловну: во время поездки, 22 ноября 1943 г., дом фон Лампе (Регенсбургерштрассе, 16) был разбомблен при налете союзной авиацией.

В 1943–1944 гг. фон Лампе неоднократно встречался с Власовым и людьми из его ближайшего окружения. Фон Лампе рассчитывал, что эмигранты сыграют важную роль во власовском движении, тем более сам генерал Власов не исключал такого развития событий. 21 октября 1944 г. генерал фон Лампе получил предложение войти в организуемый Власовым Комитет освобождения народов России (КОНР), а также участвовать в обсуждении текста программного манифеста. Фон Лампе отказался от этого предложения, после чего был приглашен в штаб Власова. В ходе встречи с Власовым фон Лампе заявил, что полностью поддерживает действия Власова, но сможет присоединиться к КОНР только после официального заявления об отношении комитета к борьбе белых армий107. Власов не смог удовлетворить требования фон Лампе, и провозглашение манифеста прошло без участия нашего героя.

Манифест КОНР был провозглашен и подписан 14 ноября 1944 г. в Праге. Вслед за ним началось переформирование отдельных русских батальонов в вермахте в Вооруженных силах КОНР. Фон Лампе продолжал настаивать на подписании генералом Власовым особого обращения к воинам белых армий и даже подготовил проект обращения, однако оно так и не было подписано лидером КОНР. Шло время, шансов на победу у нацистской Германии уже не оставалось. Несмотря на это, в конце января 1945 г. генерал фон Лампе, как частное лицо, подал рапорт о зачислении в ряды ВС КОНР. 1 февраля 1945 г. фон Лампе был зачислен в ВС КОНР в качестве генерал-майора резерва, а 27 февраля генерал был включен в члены КОНР108.

Обстоятельства не позволили фон Лампе принять участие в вооруженной борьбе с коммунистами в рядах ВС КОНР, но его связи дали надежду генералу Власову. В начале апреля 1945 г. генерал фон Лампе был уполномочен Власовым на проведение переговоров с западными союзниками. Окружение лидера КОНР рассчитывало, что фон Лампе (в прошлом известный деятель Российского Красного Креста) сможет договориться с союзниками о переходе власовцев на положение беженцев, что позволит избежать советского плена и сохранит кадры армии. Ни Власов, ни фон Лампе не знали результатов Ялтинской конференции и того, что судьба власовцев была предрешена…

От беженца к председателю РОВСа

11 февраля 1945 г. фон Лампе с супругой выехал из Берлина и направился в Альтенбург, где проживала великая княжна Вера Константиновна. Находясь в Альтенбурге, фон Лампе поддерживал связь с генералом Власовым. В середине марта 1945 г. выехал к генералу Власову в Карлсбад. В начале апреля 1945 г. приближение советских войск заставило перебраться семью генерала в Линдау. 30 апреля город был занят французскими войсками. 17 мая 1945 г. фон Лампе с разрешения французских оккупационных властей основал в Линдау представительство Красного Креста для лиц без гражданства (апатридов). Возглавляя представительство, фон Лампе занимался регистрацией русских беженцев и препятствовал насильственной репатриации бывших советских граждан. Со временем стал расширять сеть представительств. За период с 31 мая 1945 г. по 28 января 1946 г. при содействии фон Лампе в западных оккупационных зонах (территория Австрии и Германии) было открыто более 30 представительств Российского общества Красного Креста109. 22 августа 1945 г. в офисе Красного Креста для апатридов был проведен обыск и реквизирован автомобиль фон Лампе. По доносу в сентябре 1945 г. фон Лампе был арестован французскими властями. В марте 1946 г. семья фон Лампе перебралась в Мюнхен110. Затем, в декабре 1946 г. чета фон Лампе перебралась на постоянное жительство в Париж.

Вторая мировая война сурово обошлась с русской военной эмиграцией. По сути, по окончании войны вновь началось образование воинских эмигрантских организаций с нуля. В этой работе генерал фон Лампе стал ближайшим сподвижником генерала А.П. Архангельского и был назначен помощником начальника РОВСа. Алексей Александрович также играл заметную роль в создании Совета Российского Зарубежного воинства (СЗРВ) и стал заведующим делами в этой организации. Естественно, столь бурная деятельность нашего героя вызвала пристальное внимание французской полиции. По ее данным фон Лампе считался одним из самых непримиримых антисоветчиков с пронемецкой ориентацией111

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю