355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Александра Мурри » Вместо тени » Текст книги (страница 4)
Вместо тени
  • Текст добавлен: 15 февраля 2022, 17:01

Текст книги "Вместо тени"


Автор книги: Александра Мурри



сообщить о нарушении

Текущая страница: 4 (всего у книги 4 страниц)

В брюках гораздо удобнее перепрыгивать через две ступени на лестнице. Тускло освещенный коридор без окон. Тупик. Еще одна лестница вверх. Четыре двери. Одна приоткрыта. Хоя, не колеблясь, толкнула ее и шагнула внутрь.

Учитель Одисс сидел на краю постели, привалившись плечом к высокой спинке. Скупо улыбнулся ворвавшейся в комнату ученице. Хоя никогда прежде не видела его улыбки.

Она молчала. В присутствии немого учителя будто сама теряла способность говорить – так было всегда. Так и теперь – в их последнюю встречу.

Присела у его коленей, заглянула в лицо.

– Пожалуйста. Не оставляй меня, – прошептала.

Учитель накрыл ее ладонь своей. Пожатие настолько слабое, что Хоя его почти не ощутила. Слезы застлали глаза.

Ее просьба, первая и единственная, к учителю останется неисполненной. Он указал ей взглядом на дверь, дернул подбородком. Хоя не могла заставить себя подняться, отойти и сделать шаг за дверь. Слишком много изменилось, невыносимо много. И нестерпимо больно отпускать ставшего родным альва.

Он глубоко вздохнул, так что дыхание шевельнуло волосы Хои, вынул свою руку из державших ее ладоней и лег. Отвернулся к стене.

Хоя сидела на полу рядом, потеряв счет времени. Вспоминала, просила прощения, выкрикивала десятки вопросов, ругалась, умоляла и негодовала – все про себя, в абсолютной тишине.

В своем письме-признании, учитель не просил искупления или понимания. Он попытался исправить то, в чем стал соучастником, в том, что, он надеялся, еще можно исправить. Просил Хою стать Видящей. Настоящей. Такой, какая нужна Лесу.

Учитель уходил за грань. Медленно, сделав свой выбор и не обретя покоя в душе. Он нарушил клятву, зная, что заплатит за это жизнью. Собирался давно, то послание для Хои написал много лет назад. Но пойти против воли своего Владыки и совершить задуманное осмелился, только когда оттягивать дальше стало некуда. Помочь он уже ничем не мог. Да и признание его – разве это настоящая помощь? Указал, какие книги необходимы Видящей и где их найти. Пожалуй, это самое ценное, чем он мог поделиться.

Умирать страшно. Жить – страшней. Где мужества требуется больше?

Хоя отчаянно, как в шаге от смертельного прыжка вниз, готовилась жить дальше. И какой она будет, эта дальнейшая жизнь, не представляла.

Историю Проклятой знает каждый. Может, не в подробностях и не всю правду – скорее, сказочный вариант тех событий, но каждый альв, каждый житель Аэри, слышал ее. Хоя знала больше многих, но никогда не соотносила произошедшее сотни лет назад с собой. Напрямую. А ведь Хоя – наследница ее дара. Камень Друидов не просто так у нее на шее висит.

Глупо с ее стороны. Настолько глупо, что Хоя махнула рукой на самоуничижение, решив, что начать думать самой – лучше поздно, чем никогда.

Предшественница Хои, Видящая Келида, чувствовала себя богиней. Для альвов ею, собственно, и являлась. Ее дар был настолько силен, что ему нечего было противопоставить. И некому. Видящие рождались раз в тысячу лет.

Келиде были подвластны энергии всего живого. Не чего-то одного, как обычно бывало. Растения, птицы, зверье, вода, все существа, населяющие землю Аэри – природа целиком, росла и расцветала или же умирала по ее воле. Ей поклонялись. Прекрасная и вечно юная Келида стояла выше любой власти.

Мастерски управляла своим даром, искала и постигала все новые его грани и возможности. Шла дальше и дальше, с каждым годом все больше удаляясь от мирского. От потребностей и желаний, от обычной жизни, от своего народа. Шли года, десятилетия, прошли столетия.

В те времена альвы были великой многочисленной расой. Связь между светлыми альвами и их темными сородичами была крепче. Во многом благодаря Келиде. Она не страдала предрассудками и не чуралась использовать умения темных себе во благо.

Личные помощники Келиды были темными. В их числе и дед Киреара, Эриар Риммен. Их совместная работа принесла избранным родам темных альвов славу и богатство, а после – проклятия.

Келида искала неизведанное и невозможное. И нашла его в покинутых храмах друидов – первых жрецов Леса, праотцах всех альвов.

Окружающая Лесной город дубрава когда-то была их вотчиной. Строгие строения-храмы, священные рощи и каменные сады из обелисков стояли, почти не разрушаясь, с незапамятных времен. Последние друиды исчезли давным давно. Куда? На это не знали ответа. Для самих альвов те времена стали настолько древними, что превратились для большинства в легенды и сказки-страшилки на ночь. Что уж говорить о короткой памяти гномов или, тем более, людей.

Хоя припомнила детскую игру в лесных страшил, с которой начался ее путь Видящей. Игра эта корнями как раз из тех полузабытых сказаний о друидах и порожденных ими чудовищах.

Жрецы леса исчезли, оставив потомкам-альвам богатое наследие.

Богатое, но пугающее. До Келиды к нему притрагиваться не осмеливались, предпочтя забывать.

Келида оживила почти утерянные знания, в прямом смысле – оживила. Как и предначертано богине – она творила и создавала, лепила из природы и энергий, из живого и мертвого, из зверей и разумных созданий. Она создала лес Нагь.

Грянула одиннадцатилетняя война. Сначала светлые и темные альвы сражались против других рас, не понимающих настоящего величия их богини и ее творений. После… Общей задачей стало выжить. Потому что лес окружал, и все ожившее обернулось против живых.

Сколько тогда погибло? Ужасающее число. В основном – светлые альвы. За ними, ненамного отставая числом, – темные. Люди. Оборотни. Гномы обошлись меньшими потерями – в горах и городах внутри скал растительность мельче и слабее или вовсе отсутствует.

К победе над Проклятой Келидой привел Владыка Оссанлел. Он же надел Хое на шею последний ритуальный камень друидов. Он же лично создал для нее «программу обучения», взяв с учителя Одисса клятву на крови следовать этому плану неукоснительно.

Альвы с даром Видящих рождаются крайне редко, и достается этот подарок небес исключительно девочкам. Появление на свет Хои иначе как чудом не назовешь. Никто не ждал. Ее обнаружили благодаря чистой случайности. Слуга Владыки, пришедший на вызов ее родителей, оказался умным и расторопным. Верным своему Владыке.

Достигнув совершеннолетия, Видящая готова максимально открыть свой дар. Прозреть, так сказать. Пролитая кровь – пик силы. Первая брачная ночь – последний рубеж. Дар раскрывается, сметая все границы.

Только вот Хоя далеко не ощущала себя готовой к подобному. Конечно, нет! Не так, не сейчас и не с тем, кого для нее выбрали.

Зачем Владыке беспомощная Видящая? Просто тело, сосуд, полный неуправляемой могущественной силы?

Хоя осознала, что путь, по которому ее вели Владыка и учитель, – это путь во тьме. Где ей самой не дано видеть, где ее ведут, как слепого котенка на поводке.

Видящая? Скорее, слепая.

Поднялась с пола. Ноги затекли так, что Хоя их не чувствовала. Пришлось хвататься за кровать, чтобы не упасть. За онемением пришли покалывание и боль.

Учитель лежал, отвернувшись к стене. Неподвижно и безмолвно.

Хоя не осмелилась до него дотронуться.

– Спасибо, учитель. Светлого пути.

Постояла еще мгновение и пошла нетвердой походкой к двери. Аккуратно прикрыла ту за собой. В первый и последний раз.

Прислушивалась и шла перебежками, чтобы никому по пути не попасться. Нужно время, чтобы все обдумать и решить, что делать дальше. План на ближайшее будущее чуть определился. Ей нужно найти и изучить те книги, которых раньше избегала. Все, где рассказывается о заклятиях и непосредственной работе с энергией. Особенно те, что заперты в подземной части библиотеки.

И, собственно, практиковаться. Осваивать то, что доселе оставалось под строжайшим запретом. Если лес пробудился, она должна быть готова.

Следующий шаг – свадьба.

Она необходима? Поэтому Владыка так торопится? Хоя надеялась, что разговор с ним поможет.

Что же получается? Она, крошка Хоя, должна всех спасти?

И как?

Книги пришлось поискать. Первыми в списке учителя стояли свитки из запертого отсека. До них Хое так просто не добраться. Она решила начать с тех, которые доступнее. Они тоже находились в подземелье, которое Хоя редко посещала. Убраны на самые верхние полки. Словно от ребенка-коротышки подальше убрали. Прятать ни к чему, высоко – все равно не достанет.

Хоя достала. Перетащила из кладовой длинную складную лестницу на колесиках. Со списком сверяться не было необходимости. Во-первых, он не настолько длинный, чтобы Хоя не запомнила с первого раза, во-вторых, рука сама будто к нужной полке тянулась. Книгу выхватила первую попавшуюся, раскрыла, не слезая с лестницы, впилась взглядом в символы мертвого языка.

«… заговоренной сталью сделать длинный продольный надрез на запястьях. Чтобы кровь текла беспрепятственно, утром в день ритуала жертву напоить настоем из коры вербы и цветов каштана, с добавлением порошка чины в пропорциях один к трем. Тело оставить висеть на двое суток…»

Перелистнула.

«… скрещивание удасться, лишь если обе особи будут находиться у самой грани, пульс необходимо замедлять до момента, когда…»

Захлопнула.

Что это? Посвящение в живодеры?

Выхватила другую книгу, первую предварительно запихав за пояс штанов под рубаху.

« …деревья принимают энергию разумных в ограниченном количестве. Процесс длится долго, каждый день в течение полугода вплетается не более одного-двух потоков. С мелкими растениями вживление происходит проще. Важнее подготовительное время, с помощью рун Терхвани, вырезанных на сосудах, и регулярным поливам…».

Деловитый сухой язык, будто какой учитель лекцию начитывал, а Хоя конспект прилежного ученика в руках держит.

Послышались быстро приближающиеся шаги. Хоя добавила и вторую книгу за пояс брюк. Для того чтобы что-то скрыть, широкие рубашки-балахоны не так и плохи: есть, где разгуляться.

Еле успела спрыгнуть на пол и шмыгнуть между соседними полками.

Но не повезло. Келвиан и двое слуг двигались прямо на нее. Знали где искать?

– Госпожа Хоэлинель, – поприветствовал правая рука Владыки. Острый, как бритва, взгляд и учтивый полупоклон.

– Скоро время торжества. Приглашено много гостей. В ваши покои я направил служанок, они помогут подготовиться к вечеру.

– У меня нет подходящей одежды, – не нашла Хоя ничего умнее сказать. Про учителя следует молчать, про все остальное, что ее сейчас так занимает, – тоже. Наряды – чем не тема для разговора?

– Я позабочусь обо всем, не волнуйтесь об этом, – заверил Келвиан.

– Я хотела увидеться… – оборвала саму себя. Разумно ли сейчас идти к Владыке? Но если не сейчас, то когда?

– Владыка у себя. Вы хотели его видеть?

Хоя безотчетно кивнула. Рот открыть больше не осмелилась, вдруг ляпнет что-нибудь не то. Келвиан не тот альв, которому легко соврать. Хоя никогда не облекала свое ощущение в слова, но от этого альва прямо таки разило жестокостью.

– Я провожу, – он посторонился, пропуская Видящую вперед себя. Перед уходом оглянулся на придвинутую вплотную к стеллажу лестницу. Хоя непроизвольно ускорила шаг.

Дорога до кабинета Владыки далась нелегко. Хое становилось все больше не по себе. Не дойдя до тяжелых двустворчатых дверей, ведущих в покои Владыки, остановилась.

– Я кое-что забыла, – развернулась и пошла в обратную сторону.

Она Видящая, и ничего объяснять не обязана!

Келвиан и не стал спрашивать объяснений. Шагнул, преграждая путь и с учтивым поклоном доложил:

– Владыка Оссанлел ждет вас. Оправдать его ожидания – главное. Прошу! – Протянул руку, указывая на уже открытую дверь.

Хоя осталась стоять неподвижно, когда створки с тихим щелчком закрылись за ее спиной. Сердце колотилось, и успокоиться не выходило.

Владыка читал, сидя за рабочим столом, но, увидев Хою, поднялся навстречу.

– Что же ты замерла, моя Видящая? Проходи, – он отодвинул для нее одно из кресел. – Как прогулка по лесу?

Вежливый вопрос, от которого Хоя покрылась гусиной кожей. Холодно здесь что-то.

– Сегодня великий праздник. Неужели испугалась?

Хоя прокашлялась и наконец отступила от двери.

– Владыка, – поклонилась.

– Присаживайся за стол. Сколько вечеров мы так с тобой сидели вдвоем?

– Много, Владыка, – присела, чувствуя, как в живот впиваются острые края книг. Хоть бы они не вывалились или вниз не сползли!

– Так чего же ты испугалась теперь? Я чувствую твой страх, но тебе ли бояться?

– Я видела ту отрубленную ногу… коренья!.. – выпалила Хоя. – Лес оживает?

Владыка мягко рассмеялся.

– Право, это не то, чего следует опасаться. Не тебе.

– А кому?

– В мире всякое случается, и часто события и вещи не то, чем кажутся на первый взгляд.

Владыка не отрицает. Не спрашивает, откуда Хоя это узнала. Гнева нет, как и беспокойства. У Владыки все под контролем. Где же Хоя ошиблась?

– В чем обманывают меня мое зрение и чувства?

– Чувства? Видящая… Чувства здесь неуместны. Разве забыла ты, чему тебя учили?

Слова текли ровным ручьем. Успокаивающе и привычно. Голос и произносимые им фразы внушали безграничное доверие.

– Объясните мне, прошу. Я не понимаю. И почему свадьба именно сейчас? Я пойму, я исполню, только не понимаю… – детский лепет. Хоя терялась и то, что было важным и незыблемым еще минуту назад, уплывало в туманную даль. То, что изменилось в ней в последние дни, здесь и сейчас снова сглаживалось.

– Все, включая помолвку и последующую свадьбу с моим сыном, тебе во благо. Во благо нам всем. Это необходимо. Видящая должна связать себя узами, чтобы войти в полную силу и чтобы обрести якорь по эту сторону грани. Так всегда было. Все Видящие до тебя проходили через это. Митаи, наследник Лесного трона, лучшее решение для тебя, моя Видящая. Верь мне.

– Все Видящие были замужем? И… И Проклятая?

– Все. И она тоже.

Уютное молчание. Владыка дотянулся до графина и наполнил два бокала. Протянул один из них Хое. Темно-бордовое, почти черное вино поймало отсвет пламени свечи, заставив Хою нахмуриться. Этот цвет будоражил.

– Хоэлинель, все прекрасно. Сегодня твой вечер. И ночь, – он поднял бокал, приглашая и Хою выпить за предстоящее событие. – Все будет как предписывают наши традиции.

Она глотнула. И еще. Сегодня все ее угощают крепкими напитками.

– Учитель… Он умер, – Хоя рыпнулась из вязкого спокойствия. Недавно пережитое держало, не давало полностью расслабиться и положиться на мудрого… Что? Сейчас никак не время расслабляться!

– Мне жаль, что так вышло. Мне очень жаль, – Владыка встал и подошел вплотную к Хое. Большой сильной ладонью пожал ее плечо. – Ты справишься, моя Видящая. Несмотря на утрату. Ты не одна в своей скорби. Мы вместе.

Время молчания. Как принято, в знак уважения ушедшему. Они с Владыкой понимают друг друга, единственные во всем мире.

– Я замОк, ты…

– Ключ.

Покой и смирение поселились в душе. Холодным покрывалом укутали сердце.

Все правильно. Хоя на своем месте. Учитель ушел, но Хоя продолжит его дело. Так, как он учил. Не отвлекаясь и не сомневаясь.

Позаботится о книгах, о библиотеке, сохранит знания и верно будет служить своему Владыке.

9

Их навестили, когда советник Дамис уже потерял всякое терпение. Расхаживал по комнате, как зверь в клетке, готовый посылать своих людей на разведку. И не только. Как сказано – или-или.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю