355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Александр Геронян » Чужеземец » Текст книги (страница 1)
Чужеземец
  • Текст добавлен: 17 июля 2018, 16:30

Текст книги "Чужеземец"


Автор книги: Александр Геронян



сообщить о нарушении

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

 

Чтобы выбиться в люди,

или Вместо предисловия

     Они «захватили» Голливуд и заполонили мировые экраны своими фильмами... Они потрясли любителей искусства  своими живописными полотнами... Им позировали сильные мира сего... Они достигли небывалых высот в мировом бизнесе... Их голоса звучали на знаменитых сценах планеты... В их домах собирались «лучшие люди века»... Мы гордимся ими...

     Да, все это о героях моей новой книги, которую вы, уважаемый читатель, держите в руках. 35 коротких биографий людей, которые составляют золотой фонд армянского народа. Это люди неординарные. Допускаю, что общаться в быту  с некоторыми из них не доставало особой радости никому. А объединяло их всех неистребимое желание выбиться в люди, добиться успеха в своем ремесле. Во что бы то ни стало. Они были невероятно талантливы и трудолюбивы, понимали вкус жизни.

     Всем известно, что иммигранту полагается работать вдвое больше, чем местному. Если хочешь стать равным среди равных, – трудись, не покладая рук... И они отдавались своему ремеслу сутки напролет – в художественных мастерских, на арене цирка, в студиях фотографов, в своих офисах и кабинетах...

     Впрочем, не все герои этой книжки ощущали себя чужестранцами. Они считали и считают себя, скажем,  русскими людьми или французами. Но при этом старались не забывать, откуда они родом, где их корни...

     Вы помните необычную  фамилию Цаханасьян? Да-да, ее носила очаровательная  мстительница, героиня известной пьесы  Ф. Дюрренмата. Сначала влюбленная и брошенная девушка от отчаяния подалась в проститутки. Видно, так и закончила бы  бесславно свой век. Но в один прекрасный день Клара оказалась в жарких объятиях миллиардера  Цаханасьяна, который вскоре оставил ей в наследство свою фамилию и приличное состояние. Наш вымышленный соплеменник из этой замечательной альпийской страны сделал капитал, судя по всему, в других краях. Он был владельцем железных дорог, радиостанций и притонов в Гонконге, а также  «араратской нефти» (так у Дюрренмата – прим. автора).

     Возможно, прототипом Цаханасьяна из «Визита старой дамы»  был Галуст Гюльбенкян или кто-то еще из состоятельных зарубежных  армян. Жизнь на чужбине заставила их уметь выживать и даже – при удачном стечении обстоятельств –  обогащаться.

     Американский производитель музыкальных тарелок, хозяйка  борделей Стамбула, писатель из великой когорты французских «бессмертных», легендарная танцовщица из Узбекистана,  снимавший на пленку сильных мира сего фотограф из Канады, всеми любимый и обожаемый российский актер, икорный король из Парижа, продавец газировки на сухумской набережной, ни на кого не похожая художница из Тбилиси… Россияне, американцы, французы, англичане,  канадцы… И все они – армяне.

     Эти люди вряд ли встречались друг с другом, а многие даже не подозревали о существовании друг друга. «Братья по крови», они разделили судьбу миллионов армян, рассеянных по всему миру.  Они прославились  вдали от родины, стали знаменитостями. И этот путь к успеху объясняется, на мой взгляд, характерными чертами  армян – трудолюбием, энергичностью, талантом,  предприимчивостью, тягой к знаниям, умением быстро приспособиться к новым условиям жизни.  Древняя земля  предков осталась в прошлом, все эти гонения, унижения, притеснения, массовые избиения. Но судьба вознаградила потомков «жертвенных» армян за все былые страдания и горести.  Только вознаградила уже на чужбине. И далеко не всех.

     Будь моя воля, я бы написал о каждом талантливом   армянине, которого повстречал в своей жизни. Пока же ограничусь только  этими людьми...

 

Александр Геронян,

8 июля 2015 г., Рига

 

 

 

 

 

 

 










Галуст Гюльбенкян. Собиратель cтарины




Представляете ли вы человека, во многом благодаря которому зародился мировой нефтяной бизнес? Знаете ли вы про этого коллекционера-филантропа, пустившего все свое состояние  на благотворительность? Не задумывались над этим? Тогда послушайте…

    

     Тяга к коллекционированию у него зародилась в детстве. Мальчишкой бегал на константинопольскую барахолку в Пере, где подолгу  любовался старинными греческими монетами. Одну как-то раз купил, скопив денег.  Галусту тогда было 14 лет, и он не подозревал, что эта антикварная редкость положит начало его  всемирно известной коллекции. Позднее он соберет под одной крышей 6 тысяч произведений искусства – египетских, античных времен, арабского мира, высочайшие европейские образцы изобразительного искусства. Он станет крупнейшим  знатоком ковроткачества, скульптуры, живописи, керамики…

     Галуст Гюльбенкян, сын преуспевающего и респектабельного господина Саркиса Гюльбенкяна,  появился на свет в Константинополе 23 марта  1869 года в обеспеченной и знатной семье. Его отец был высокопоставленным чиновником и успешным коммерсантом. В семье царил культ образованности. Сам Галуст, сколько себя помнит, все время учился – то в родном городе, то в Марселе, то в  Лондоне. Коммерческий талант достался по наследству  от отца, который обладал  потрясающим нюхом  в большом бизнесе. Отец дослужился  до чина советника самого  султана и был назначен Высокой Портой губернатором Трапезунда. Второй такой успешной карьеры христианина на государственной службе в Османской империи  трудно припомнить.

     И все же подлинной стихией Саркиса  Гюльбенкяна была предпринимательская стезя. Он  первым понял, как выгодно торговать с Россией, и начал импортировать оттуда керосин. Торговые операции принесли сказочные барыши.  Дальше  больше – Гюльбенкян-старший   создал свой банк, разбогател…

     Да, сын пошел в отца. Блестящее образование и деловая хватка позволили ему уже в  22 года  пользоваться репутацией крупного эксперта в области нефтепромышленности. Именно он, Галуст Гюльбенкян, предсказал нефтяной бум  на Среднем и Ближнем Востоке. Он вел переговоры по разработке нефтяных месторождений в Ираке, Турции, Иране, был посредником для европейских компаний – британских и голландских, а также американских. Гюльбенкян-младший  проложил  деловой  мост сотрудничества  между Западом и Востоком. Он хорошо знал и тех, и других. Детство и юность прошли в нереформированной и отсталой мусульманской империи, но знаний и опыта он набирался в Европе. Там он обрел близких  по духу людей. В Англию позже перебрался весь клан Гюльбенкянов.

     Деловой и дипломатичный армянин был своим для обеих сторон, Запада и Востока. Он всех устраивал, потому что мог приспособить восточную подозрительность, не лишенную жажды наживы,  к западному прагматизму, также направленному на получение барышей. Выгода оказывалась обоюдной, в чем убеждал христиан  и мусульман Гюльбенкян.   Никто никого не обманывал. Не зря этому блестящему переговорщику дали прозвище  – Нефтяной Талейран.

     Он с легкостью создавал нефтяные компании. В Iraq Petroleum Co Ltd. Гюльбенкяну принадлежали 5 процентов акций. В дальнейшем эту долю  он сохранил во всех компаниях, в становлении которых принимал участие. Отсюда и другое знаменитое прозвище – Мистер 5 процентов.

     Все свои капиталы предприимчивый армянин  вкладывал в произведения искусства. И в этом деле он знал толк! Коллекция росла с каждым годом и вскоре могла уже составить целую музейную  экспозицию.

     В 1942 году Галуст Гюльбенкян оказался в оккупированной фашистами  Франции. Он знал, что немцы с ним и его сокровищем церемониться не будут. Спасая себя и свою уникальную коллекцию, Гюльбенкян был вынужден  покинуть Париж.  Его пригласили власти  Португалии: помог приятель – представитель Ирана при правительстве маршала Петэна в Виши. Гюльбенкян уезжал в Лиссабон с целью переждать там войну, когда Гитлер  будет повержен. Думал, на время, но оказалось – навсегда. Он прожил там 13 лет, до самой своей смерти.

     Жена родила ему сына Нубара Саркиса и дочь Риту Сирвард. С сыном Гюльбенкяну не очень повезло. Нубар пошел по его стопам, стал крупным нефтепромышленником, для которого всегда были раскрыты двери лондонских бизнес-салонов. Но вот характер у наследника оказался еще тот… 

     Незадолго до начала Второй мировой войны Нубар подал в суд иск на 10 миллионов долларов на… своего отца. Причина была экстравагантно-нелепой: отец не оплатил сыну пятидолларовый обед. Дело было, конечно же, не в жареном цыпленке со спаржей. Нубар претендовал на долю в дочерней компании в Канаде. А отец все противился, не соглашался. Суд призвал обоих пойти на мировую, при этом траты на адвокатов и судебные заседания составили 84 тысячи долларов. Пресса язвительно писала о «самом дорогом курином мясе в истории человечества».

     Незадолго до своей кончины нефтяной магнат  создал благотворительный фонд, который действовал в мировом масштабе. Этот фонд унаследовал не только его нефтедоллары, но и уникальную коллекцию шедевров мирового искусства. Но только в 1969 году мэрия  Лиссабона открыла музей Галуста Гюльбенкяна, и его коллекцию смогла увидеть публика – полотна Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Моне, Ренуара…

     Филантроп и меценат, он много чего оставил после себя. Большинство армянских храмов  в странах Ближнего и Среднего Востока – дело его рук.  Больницу Сурб Пркич в Стамбуле построили еще его родители, а Галуст оснастил ее самым современным медицинским оборудованием. Собрал уникальную библиотеку-хранилище Армянского патриархата в Иерусалиме. Открыл армянские культурные центры в Париже и Лондоне. В Париже – в том самом доме, где когда-то жил. Он помогал Матенадарану и Ереванскому госуниверситету. Дарил бесценные экспонаты своей коллекции Британскому музею и Национальной галерее в Лондоне. Помощью его фонда уже  воспользовались стипендиаты  из 70 стран мира.

     На средства фонда осуществлялись и программы Всеобщего армянского благотворительного союза, который с 1930 по 1932 год возглавлял Галуст Гюльбенкян. Он строил школы, церкви и больницы в армянских кварталах арабских стран и Турции. Он финансировал реставрацию колокольни собора в Эчмиадзине, а также сооружение новых микрорайонов Еревана – Нор-Кесария и Нубарашен.

     Этот финансовый гений оставил своему фонду огромную сумму денег, которые обеспечили   годовой  бюджет  более 100 миллионов долларов. Армянские проекты назвал приоритетными. О чем, впрочем, вскоре пожалел…

     Г.Гюльбенкян  построил в Сирии несколько поселков, в которых намеревался расселить до трех тысяч армян, бежавших из Турции от резни, и обеспечить их работой на строительстве нефтепровода из Мосула в Хайфу. Несчастные влачили жалкое существование  в палаточных  городках  в Греции, и вот их успешный собрат протянул руку помощи…

     Однако против этого плана выступили турки. Анкара обвинила нефтяного магната в том, что он собирается создать очаг напряженности  у границ Турции. Ведь он собирает вокруг себя потенциальных мстителей за геноцид армян. «Гюльбенкян готовит армянских беженцев к нападению на Турцию!» – пугали читателей турецкие газеты.

     Печально, что руководство Армянской ССР пошло на поводу у Анкары. Гюльбенкянский проект  «Армянский очаг» был объявлен враждебным для  добрососедства, дружбы СССР с Турцией. В Советской Армении началась травля капиталиста. Диаспора  выступила в защиту филантропа, но было поздно. Оскорбленный Галуст Гюльбенкян решил навсегда покинуть пост главы ВАБС (AGBU).

     Обиду на «своих» он сохранил до самой смерти. Незадолго до кончины благотворитель завещал все свое состояние  не Армении, а приютившей  его Португалии.

     Г.Гюльбенкян ушел из жизни 20 июля 1955 года, на 86-ом  году жизни. Похоронили его в Лондоне в той самой церкви Святого Саркиса, которую он построил еще в 1922 году в память о своем умершем отце.

     … В Лиссабоне, во дворе  фонда,  установлен ему памятник. Пожилой мужчина восседает на фоне гигантского сокола – египетского бога света и солнца Гора. Бог представлен в образе сокола. Мужчина сложил руки на коленях, ничего божественного и героического в его облике. Но какую блестящую жизнь он прожил, какую жизнь!

                                                                 

 Лиссабон (Португалия)


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю