355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Александр Рязанцев » Жизнь – как череда утрат и приобретений » Текст книги (страница 2)
Жизнь – как череда утрат и приобретений
  • Текст добавлен: 3 июня 2020, 23:30

Текст книги "Жизнь – как череда утрат и приобретений"


Автор книги: Александр Рязанцев


Жанр:

   

Психология


сообщить о нарушении

Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)

А теперь давайте поразмышляем. Можно ли отнести развод к утратам первого порядка? Разумеется, да. Развод по своей силе приравнивается к смерти – это тоже невосполнимая утрата. Несмотря на то, что мужчина и женщина снова могут создать семью, это будет уже совсем другая история. Та, прежняя история уже не повторится никогда, поэтому ее очень важно закончить.

Если консультанту в его практике встречается человек с несколькими непережитыми потерями разного уровня, то начинать работать всегда нужно с самой тяжкой из них. Принятие потери любого порядка означает, что человек не станет ломать свою жизнь, будет и дальше принимать решения, справляться с проблемами и нести ответственность за свои поступки, осознавая, что делать это может только он сам и никто другой. Например, он сам купит очки, сам их оставит где-нибудь, чтобы их украли, сам на себя за это позлится.

В работе с утратами я часто применяю системно-феноменологический подход или мою собственную интегрированную технологию работы, основанную на опыте – она дает заметный результат в консультировании людей. Я разработал и применяю на практике свой микс методов, в основе которого лежит работа с первичными эмоциями человека и так называемой «свитой» чувств, которая их сопровождает. Работать со свитой я научился в ходе работы, и ни в одном из учебников по психологии консультирования вы этой информации не найдете. Мне пришлось объединить гештальт-подход и системную терапию Берта Хеллингера, потому что я увидел, что каждый из этих очень результативных методов в определенный момент консультации «буксует», и если придерживаться одного метода, то результата не будет. Человек будет годами консультироваться у психологов и «ходить по кругу» своих переживаний чувств, не зная, что с ними делать. И психолог, придерживающийся какого-либо одного метода работы, не в состоянии помочь ему. Не потому, что он не профессионал, а потому что метод, которым он пользуется, в некоторых жизненных ситуациях не дает результата в консультировании и анализа происходящего. На моих обучающих курсах я делюсь своей технологией с учениками и счастлив, что многие из них пользуются ей и на сегодняшний день довольно успешны в своей профессиональной деятельности.

Моя технология годится не только для психологов – ее вполне могут применять люди, которые хотят самостоятельно правильно справляться с утратами или не хотят принимать на себя утраты других людей. В нашей культуре, к сожалению, принято очень сильно вмешиваться в потери окружающих и при этом вмешиваться неправильно. Был такой случай: я по телефону консультировал еврейскую семью, потерявшую единственную 21-летнюю дочь. Они из России переехали жить в Америку, и только у них в жизни все стало налаживаться, как дочь погибает. Ее гибель можно назвать злой превратностью судьбы. Девушка ехала в 6 утра в какой-то госпиталь, где проходила бесплатную волонтерскую практику для поступления в мединститут. Ей нужно было попасть из одного города в другой – это около 1,5 часов в пути. По широкой американской дороге с разделенными полосами (сетка была, забор какой-то стоял между двумя полосами) навстречу ей ехал трейлер. У него неожиданно оторвалось колесо, и это колесо, перелетев через ограду, угодило прямо в водителя другой машины. Девушка, сидевшая за рулем, умерла на месте.

Такие случаи потерь просто потрясают. И очень часто возникает вопрос, как вести себя консультанту. Плакать – не плакать, бороться – не бороться со своими слезами, реагировать на ситуацию или оставаться безучастным, сопереживать пострадавшим или осознанно выполнять свою работу? На самом деле, есть два подхода. Первый заключается в том, что консультант сопровождает умирающего. В этом случае специалист всегда должен оставаться собранным и осознанным. Здесь не может и речи идти о слезах, иначе он присоединяется к умирающему. А вот при втором варианте, когда у клиента случилась сильная невосполнимая потеря, консультант должен быть живым и открытым в своих чувствах. Естественно, важно не впадать в истерику и осознавать, что есть собственная боль, вызванная осознанием ситуации клиента, и есть клиент, который переживает боль утраты по-своему, но дать волю слезам в таком случае можно. Был один пример, когда в начале 2000-х годов известный консультант на семинаре в Санкт-Петербурге, работая с утратой, в конце сеанса расплакался. Мужчине было тогда 70 или 80 лет, и, конечно, это потрясло наш санкт-петербуржский терапевтический круг: профессиональный психотерапевт с огромным стажем работы – и плачет. Когда его спросили: «Как же так?! Ты же терапевт и работаешь с человеком, который горе переживает. Почему ты плачешь, а он нет?», консультант ответил очень просто: «Кто-то должен был показать, что плакать нестрашно и неопасно, что человек не умирает от того, что он плачет. И я это сделал. Сделал намеренно».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю