Текст книги "Свет миру"
Автор книги: Александр Мень
Жанр:
Религия
сообщить о нарушении
Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)
– Душа Моя скорбит смертельно, – сказал Он им, – побудьте здесь и бодрствуйте со Мной.
Он страдал за весь человеческий род, за всех нас. На Него легла тяжесть всего зла, грехов и мучений мира.
В эти самые страшные часы Его земной жизни Иисус Христос хотел, чтобы рядом был хотя бы кто-то из близких, любящих, верных Ему.
Но троих учеников одолел сон. Когда Учитель отошел от них на несколько шагов и стал молиться, они погрузились в тяжелую дремоту. Время от времени, просыпаясь, они слышали Его слова:
– Отче! Все возможно Тебе! Пронеси эту чашу мимо Меня. Но пусть будет не Моя воля, а Твоя...
"О какой чаше Он молится? – думали они. – Не о той ли, что дают людям перед казнью? Значит, опасность близка..." И все же глаза учеников снова слипались.
Подойдя к Петру, Иисус пытался разбудить его:
– Симон, ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час? Петр через силу приподнимался и затем снова закрывал глаза. И Господь оставался один.
Наконец Он снова подошел к ним:
– Вы все еще спите? Пришел час. Вот приблизился тот, кто предает Меня.
Вдали послышались голоса. Среди деревьев замелькали факелы и фонари. В Гефсиманский сад вошли стражники и солдаты. И с ними – Иуда Искариот. Он пристально вглядывался в темноту и, увидев Иисуса, быстро подошел к Нему.
– Здравствуй, Учитель! – сказал он и поцеловал Его. Это был знак. "Кого я поцелую, – предупредил Иуда стражу, – это Он и есть. Хватайте Его и ведите под надежной охраной".
– Друг, вот для чего ты пришел! – сказал Христос. – Поцелуем предаешь Сына Человеческого.
В тот же миг солдаты бросились вязать Иисуса. Петр пытался было оказать сопротивление. У него под плащом на всякий случаи был приготовлен короткий римский меч. Он замахнулся, ударил раба первосвященника и отсек ему ухо. Но Иисус сказал: "Вложи свой меч в ножны. Взявший меч от меча и погибнет. Если бы было нужно, Отец Мой послал бы ангелов защитить Меня".
Затем Он обратился к страже: "Словно на разбойника вы вышли на Меня с мечами и кольями! Каждый день Я учил в Храме, и вы не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы".
Видя это, испуганные ученики скрылись в темноте. А стража повела Иисуса в Иерусалим. Только Петр и Иоанн следовали за ними издалека.
СУД СИНЕДРИОНА
Узника привели в Синедрион. Там Его допрашивали всю ночь, требовали, чтобы Он рассказал о Своих последователях и о Своем учении. Но он отказался отвечать и лишь сказал: "Я все проповедовал открыто".
Судьи вызвали лжесвидетелей, которые много клеветали на Иисуса. Но никто из них не мог подтвердить своих слов. Иисус же продолжал молчать, потому что знал, что это несправедливый, лживый суд.
В конце концов Кайафа не выдержал. Он решил во что бы то ни стало осудить Назарянина.
– Заклинаю Тебя Богом Живым, – воскликнул он, – Ты ли Мессия, Сын Божий?
– Я, – ответил Иисус. – И вы увидите Сына Человеческого сидящего одесную Силы Божией и шествующего на облаках небесных!
– Зачем нам нужны еще свидетели? – воскликнул Кайафа. – Вы слышали, как Он богохульствует? Что вы думаете?
– Заслуживает смертной казни! – отозвались члены суда. Но Синедрион подчинялся римскому правителю, прокуратору Понтию Пилату; только Пилат имел право исполнять смертный приговор. Поэтому в Синедрионе решили утром идти к нему и убедить правителя, что Узник опасен для Рима, как человек, выдающий Себя за Царя.
Остаток ночи челядь Кайафы издевалась над Иисусом. Ему завязали глаза и били по лицу, плевали на Него и злобно смеялись. Все это время Он не проронил ни слова.
ИУДА И ППТР
Узнав о приговоре. Иуда внезапно опомнился и почувствовал угрызения совести. Правда, вера в Иисуса к нему едва ли вернулась. Но он осознал, что предал Невинного. Явившись к членам Синедриона, он открыто заявил об этом, однако его не стали слушать. Тогда он, бросив в Храме свои тридцать сребреников, убежал из города и повесился...
А Петр, когда начался суд, сумел проникнуть во двор первосвященника. Там он сел у жаровни, греясь вместе со слугами и ожидая, чем все кончится. Однако вскоре кто-то его узнал. Его стали спрашивать: "Не ты ли был с Иисусом Назарянином?" В страхе Петр решительно отрекся. "Я не знаю этого человека",-повторял он. И вдруг в утренней тишине раздался крик петуха. И тогда Петр вспомнил, как Учитель предсказал ему, что он отречется от Него еще до петухов. Убитый стыдом, горько плача, Петр покинул двор первосвященника...
СУД ПИЛАТА
Пилат был жестоким, жадным и несправедливым правителем. Синедрион часто жаловался на него в Рим. Поэтому, когда утром к нему привели Иисуса, он сначала не захотел вмешиваться в это дело. Но обвинители настаивали, говоря, что Узник выдает себя за Царя. Тогда Пилат спросил связанного Иисуса: "Ты действительно Царь иудейский?"
– Царство Мое не от мира сего, – ответил Иисус. – Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине.
– Что такое истина? – усмехнулся Пилат. Он решил, что Назарянин просто мечтатель и не опасен для Рима, что можно, наказав, отпустить Его.
По приказу правителя, Иисуса отвели во двор казармы для бичевания. Его привязали к столбу и били плетьми. А затем солдаты стали глумиться над Ним: вместо царского одеяния накинули Ему на плечи красный военный плащ, а на голову одели корону, которую сплели из колючего терния. После этого солдаты стали кланяться перед Ним и кричать: "Да здравствует Царь иудейский!"
Иисус все это время молчал. Молчал Он и тогда, когда окровавленного, в красном плаще Его вывели на помост перед дворцом Пилата.
– Я не нахожу в Нем вины! – крикнул правитель. Но Синедрион собрал у дворца толпу зевак и подстрекал их кричать: "На крест Его!" Ведь римляне распинали на крестах тех, кто восставал против их власти.
Пилат не знал, как поступить. Ему очень не хотелось сдаваться перед ненавистным Синедрионом. Тогда он объявил, что может отпустить на Пасху одного из узников. У него в тюрьме был человек по имени Варавва, виновный в мятеже и убийстве.
– Кого хотите, отпущу, – крикнул он толпе, – Иисуса Назарянина или Варавву?
Варавву все считали героем за то, что он выступал против римлян. И поэтому Синедриону было легко убедить толпу просить за мятежника.
– Варавву! – раздался крик.
– А Иисуса?
– Долой! На крест Его!
Итак, участь обоих была решена. Варавву отпустили, а Иисусу вынесли приговор: "Ты будешь распят".
НА ГОЛГОФЕ
За городской стеной над каменоломней возвышался холм, который издавна называли Голгофой или Лобным местом. К нему утром в пятницу двинулась печальная процессия от дворца Пилата. По жестокому обычаю, Осужденный сам на себе нес орудие казни – тяжелую перекладину креста. Вместе с Иисусом вели двух разбойников. Солдаты подгоняли их бичами. Слышался плач женщин. Палачи торопились, потому что вечером наступала Пасха и все надо было закончить до праздника.
Истерзанный бичеванием, Иисус шел медленно. Тогда солдаты задержали одного крестьянина, который шел с поля, и велели ему нести крест Иисусов.
Пришли на место казни. С осужденных сняли одежды и, привязав им руки и ноги к крестам, прибили их большими гвоздями. Все это время Христос молился: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают". Над головой Его прикрепили надпись: "Это Царь Иудейский". Синедриону такая надпись не понравилась, но Пилат отказался заменить ее.
Распятых караулили римские солдаты. Палачам обычно доставалась одежда осужденного. Они не захотели разрывать одежду Иисуса и бросили жребий, кому она достанется.
Проходившие по дороге в город жестоко насмехались над Иисусом. "Эй! кричали они, – других спасал, теперь спаси Себя Сам!" Издевались над Ним и члены Синедриона, пришедшие посмотреть на казнь. И даже один из разбойников, распятых с Ним, говорил со злобной усмешкой: "Если Ты Мессия, спаси Себя и нас". А другой остановил его: "Побойся Бога. Мы наказаны за свою вину, а Он ничего худого не сделал". И повернувшись к Иисусу, разбойник сказал: "Помяни меня. Господи, когда придешь в Царство Твое".
– Ныне же будешь со Мною в раю, – отвечал Иисус.
В толпе Он заметил Свою Мать и любимого ученика Иоанна.
"Он будет Твоим сыном, а Она – твоей матерью", – сказал Он.
Был жаркий, душный полдень. Темные грозовые тучи заволокли небо. Иисус начал молиться, громко произнося псалом, который начинался словами "Эли, Эли, лама савахвани", "Боже Мой, Боже Мой, почему Ты меня оставил..." Конца молитвы Он не дочитал. От потери крови Его терзала жажда, и Он попросил пить. Один солдат смочил губку и на копье поднес к Его губам. А другой останавливал его: "Слышал, Он зовет пророка Илию. Посмотрим, придет ли Илия помочь Ему" (ему послышалось имя Элия, Илия).
Вдруг Иисус громко вскрикнул и произнес: "Совершилось. Отче! В руки Твои предаю дух Мой"...
Голова Его упала на грудь. Он умер, испив чашу страданий до дна.
ПОСЛЕ РАСПЯТИЯ
Римский офицер, пристально смотревший в лицо Иисуса, в страхе проговорил: "Этот человек был праведник". А люди, увидев, что Он умер, поспешили разойтись. Многие были подавлены и били себя в грудь, в знак скорби.
Один из членов Синедриона, по имени Иосиф, был тайным учеником Иисусовым. Он отправился к Пилату и попросил разрешения похоронить Его тело. Пилат удивился, что смерть наступила так быстро. Он послал солдат проверить, так ли это. И один из них пронзил сердце Распятого копьем. Сомнений не было: Он– мертв.
Пилат приказал ускорить смерть двух разбойников, которые были еще живы, а Иосифу разрешил похоронить Назарянина.
Иосиф пригласил своего друга Никодима, того самого, что беседовал с Учителем ночью, и поспешно приготовил все для погребения. Приближался вечер праздника. Надо было торопиться.
Тело сняли с креста и бережно перенесли в склеп, пещерную гробницу, принадлежавшую Иосифу. Она находилась близ Голгофы. Вход в склеп завалили каменной плитой. Женщины из Галилеи следили за печальным обрядом и жалели, что он совершен так поспешно. Они решили, что придут сюда, когда минует праздничный субботний день, и сделают все, как велит обычай. А где в то время были апостолы?
В отчаянии и страхе они заперлись в одном из иерусалимских домов. Их надежды рухнули, их вера была поколеблена. Он умер. Он не был тем Избавителем, о Котором говорили пророки. Это была самая ужасная Пасха в их жизни. Вместо праздника воцарился траур. Хоронили не только любимого Учителя, но и все самое дорогое, чем они жили все это время.
"ЕГО ЗДЕСЬ НЕТ!"
В первый день недели, который мы теперь называем воскресным, еще до восхода солнца, женщины – ученицы Иисуса – отправились на могилу. Они несли с собой благовонные мази, которыми было принято покрывать тело умершего, и готовились оплакивать Его. Одно их смущало: кто отвалит тяжелую каменную плиту? Они не знали, что Синедрион поставил у гроба стражу и наложил на камень свою печать.
К их ужасу, плита была отвалена, а пещера пуста. Неужели враги даже после смерти Учителя мстят Ему?..
Внезапно они увидели юношу в белой одежде. "Не бойтесь, – сказал он. Вы ищите Иисуса Назарянина, распятого. Он воскрес. Его здесь нет. Вот место, где Он был положен. Идите к ученикам и Петру и скажите: Он будет ждать их в Галилее".
Женщины в страхе побежали в город, но побоялись сказать о том, что видели. У гроба осталась лишь одна из них – Мария Магдалина. Она стояла и плакала, когда сзади послышались шаги. "Это садовник", – решила она и, повернувшись, сказала: "Господин, если ты унес тело, скажи мне, куда".
– Мария! – раздался знакомый голос.
– Учитель! – Она бросилась к Его ногам...
Апостолы не поверили ей. Они решили, что женщина обезумела от горя. Но в тот же день Иисус Христос явился Петру и другим ученикам. "Я не призрак", – говорил Он им и показал следы ран на руках и ногах.
Радость, изумление, восторг их были неописуемы. Он жив! Он восстал из гроба! Он победил смерть!..
Тем временем прибежали еще двое и рассказали, что беседовали с Ним, когда шли по дороге в деревню Эммаус. Один из Двенадцати, Фома, который еще не видел Воскресшего, твердил: "Не поверю, пока не увижу Его, не увижу Его ран". И вот, когда они сидели вместе, заперев двери, раздался голос Учителя: "Мир вам!" Он стоял среди них...
– Фома, – сказал Он, – протяни руку, потрогай Мои раны и не будь неверующим, но верующим.
– Господь мой и Бог мой! – воскликнул апостол, не помня себя от радости.
"ИДИТЕ И НАУЧИТЕ"
Каждый из вас хорошо знает, как торжественно справляется праздник Пасхи. В это время все храмы украшены, гудят колокола, крестный ход выходит из храма.
Все приветствуют друг друга словами "Христос воскресе!" – "Воистину воскресе!"
Это уже не древняя Пасха, а новый праздник спасения мира. Христос победил смерть, и Его победа указала людям, что не всегда смерть будет царствовать. Придет время, и все, кто уверовал в Него, обретут новую жизнь в Его Вечном Царстве.
Следуя повелению Господа, апостолы отправились в Галилею, и там Он снова стал являться им. Его видело одновременно более пятисот человек. Появившись на берегу Галилейского озера, Он торжественно трижды спросил Петра: любит ли тот Его. "Да, Господи, я люблю Тебя", – смущенно отвечал Петр, вспоминая о своем отречении. Но теперь Христос простил его и сказал: "Паси овец Моих".
Однажды Спаситель появился на вершине горы в Галилее. Здесь были одиннадцать учеников. Некоторые еще не верили своим глазам. А Он сказал: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам, и вот Я с вами во все дни до скончания века".
ОН ОСТАЕТСЯ С НАМИ
После этого Господь призвал их идти в Иерусалим. В последний раз апостолы увидели Его на Елеонской горе, где Он так часто любил бывать. Победитель смерти. Он поднял руки и благословил их. Светлое облако постепенно скрывало Его. Он удалялся. Но не покидал их. Глаза людей больше не увидят Его лица. Но незримо Он остался в мире. Остался с учениками и со всеми любящими Его.
Он обещал апостолам, что пошлет им великую силу. Дух Божий станет помогать им в проповеди Евангелия всем народам Земли.
Так и случилось.
Эти простые люди, рыбаки и ремесленники, отправились в путь, проходя по множеству стран. И всюду они возвещали, что Бог послал спасение через Иисуса Христа. Радостная Весть обтекала берега великого Средиземного моря, звучала в больших городах римской империи и наконец дошла до ее столицы – Рима.
Все больше людей – иудеев и греков, сирийцев и жителей Италии вливались во всемирную Общину, Церковь Христову. Через десять веков Евангелие достигнет и Киевской Руси. Это событие мы недавно праздновали, вспоминая о ее Крещении в 988 году.
Первых учеников Христа Спасителя было всего двенадцать человек. Сегодня перед Его именем склоняется почти полтора миллиарда жителей нашей планеты. Евангелие несет им слово добра и милосердия, веры и радости. Живой Христос остается с нами, Он очищает нас от зла и делает детьми Небесного Отца.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Мы живем в удивительное время. После беспощадной многолетней войны против христианства мы начали понимать, наконец, что каждый человек имеет право сделать собственный выбор в вопросах веры и религии. Но для такого выбора человеку необходимо знать, что он избирает.
Сейчас многие люди крестят своих детей и сами уже взрослыми принимают крещение. Но нередко таинством крещения и заканчивается их участие в жизни Церкви. А ведь Крещение – это только начало пути христианина. Это лишь рождение. Новорожденному требуется пища, тепло и многое другое. А для духовного взросления нужна молитва, жизнь в Церкви, участие в богослужении, в таинствах, знания о вере, о Священном Писании, Священной истории, обо всем духовном богатстве, которое накопила Церковь почти за двадцать веков. Начало этого пути – знание об Основателе нашей христианской веры – Иисусе Христе. Узнавая о Христе, мы узнаем о Боге. Сам Иисус говорил о Себе: "Видевший Меня, видел Отца, Я и Отец – одно".
Знание о Христе нельзя откладывать, как полагают некоторые, до достижения зрелого возраста. Среди первых книг у наших детей должны быть книги о Боге, написанные добрым и мудрым человеком. Именно таким был отец Александр Мень. Тридцать лет он был пастырем, священником в подмосковном приходе. Имея дар глубоко и просто говорить о самых сложных вопросах богословия и истории, отец Александр написал много замечательных книг. Среди них – серия из шести книг "В поисках Пути, Истины и Жизни", рассказывающая о том, как все религиозные искания человечества сошлись в личности Иисуса Христа. Проповедь отца Александра помогает нам отличать добро от зла, найти свое место в сложном мире, в самые трудные моменты понять, какое решение понравилось бы Иисусу Христу, а значит, оказалось бы самым верным.
Писание говорит нам: что посеет человек, то пожнет. Если мы будем сеять в души наших детей семена веры и знания о Христе, то пожнем добрые плоды.
Священник Александр Борисов