Текст книги "Мечтают ли киборги об инфо-оргазме?"
Автор книги: Александр Розов
Жанры:
Публицистика
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)
7. Киберы, как творцы секс-стандартов
До сих пор сексуальная мода и техника секса создавалась исключительно людьми. Как это не печально, человеческая сексуальная фантазия исчерпалась примерно 2500 лет назад. Со времен Камасутры и Дао любви ничего нового в этой области придумано не было (слухи о головокружительном сексе на международной космической станции, вероятно, не имеют под собой реальной почвы). Для справедливости надо сказать, что человеческое тело сильно ограничивает возможности технической фантазии в сексе. При попытке воспроизвести некоторые экзотические позы камасутры, вы рискуете получить вывихи, растяжения и переломы. Но в эпоху виртуальной реальности горизонты техники секса значительно расширяются. На виртуальные тела партнеров многие ограничения не распространяется (это показано в фильме «Газонокосильщик», где пара занимается любовью, принимая разнообразные формы, включая и совершенно нечеловеческие).
Хотите внести разнообразие в свою сексуальную жизнь? Попробуйте заняться любовью так, это делают самые невероятные монстры из арсенала мировой фэнтези!
Здесь человек, знающий толк в сексе, фыркнет и скажет: если у партнеры хорошо чувствуют друг друга, то техника не так уж важна, а если не чувствуют, то им никакие монстры не помогут, поскольку секс – это не то, что между ног, а то, что в голове.
И этот человек во многом будет прав. Самое существенное в сексе – не спектр физических возможностей, а спектр уровней взаимопонимания партнеров. Оказывается, и здесь киберы могут усилить наши возможности. В последние годы сильно продвинулась технология декодирования электромагнитных сигналов мозга. Есть действующие модели «ментальных манипуляторов» – устройств для мысленного управления компьютером. В кибер-сексе такая передача мыслей окажется очень кстати. Ясно, что кибер-партнер, улавливающий желания без посредства слов – это совершенно другой уровень!
Получается странная картина, при которой партнер-робот может быть более чутким и отзывчивым, чем партнер-человек. Разумеется, люди не допустят, чтобы роботы так легко превзошли их в специфически человеческом деле, каковым считается секс. Очень быстро появятся «ментальные суфлеры» – устройства, подсказывающие человеку невысказанные желания полового партнера. Конечно, таким сервисом придется пользоваться очень осмотрительно – мало ли что можно «нажелать» с непривычки. Зато если такой метод общения будет освоен, то он очень быстро устранит многие проблемы взаимопонимания не только в сексе, но и вообще в быту. А пользование «ментальными суфлерами» с юного возраста, позволит воспитать самоконтроль и другие полезные волевые качества.
Таким образом, кибер-секс эпохи технологической сингулярности – это не очередная конфетка, скормленная человеческому гедонизму, а качественно новый стиль жизни. Собственно секс – лишь стартовая точка для распространения этого нового стиля.
8. ...И все-таки это – любовь
Пять лет назад, по следам уже упоминавшегося форума, я написал небольшой роман «Тень мечты», который был обруган критиками за антигуманные идеи и апологию дзен-буддизма. Вторая претензия связана с одной характерной сценой, где виртуальная девушка-кибер признается в любви к виртуальной копии реального мужчины:
«Я люблю тебя, чем бы ты не был, и чем бы не была я. Наверное, это довольно странно, но я предполагаю, что не имеет существенного значения, чем или кем мы являемся на самом деле. Я знаю, ты можешь превратиться во что угодно и даже вообще ни во что, но ты не можешь перестать быть самим собой.
Значит, ты все равно останешься тем, кого я люблю. Значит, я все равно узнаю тебя. Какую бы форму ты не принял я все равно могу выбрать тебя из любого множества похожих существ, вещей или чего угодно иного, даже если оно не имеет названия. Потому, что я люблю тебя».
Суть претензии состояла в том, что автор (я), распространяя специфически человеческие чувства и отношения на компьютерные программы, отрицает объективность человеческих качеств и человечности, как таковой.
Я был сильно озадачен: мне-то наоборот, хотелось подчеркнуть универсальность человеческих качеств для любого разумного существа, которое прямо или косвенно, естественным или искусственным путем, происходит от человеческого рода. На мой взгляд, передав киберам строение психики, определяющее характерный для людей набор мотивов и способностей, мы неизбежно передаем им и нашу человечность. Сегодня оказалось, что подобную точку зрения разделяют очень многие политики и ученые.
BBC News, 7 марта 2007.
«Экспертная группа, в которую входят футурологи и писатель-фантаст, занялась созданием кодекса, определяющего этику и мораль общения с роботами, их роль и функции в обществе. Разработка документа заказана южнокорейским Министерством коммерции, индустрии и энергетики. Ожидается, что кодекс будет готов еще до конца 2007 года.
Кодекс будет содержать правила управления и обращения с роботами, предотвращения их нелегального использования и защиты данных, принадлежащих роботам.
„Правительство планирует определить этические аспекты общения с роботами, их роль и общественную функцию, поскольку в ближайшем будущем искусственный интеллект станет реальной частью человеческого общества“, – сообщил представитель министерства.
Над этикой и моралью роботизированного общества задумались не только корейцы. Созданием подобного кодекса также занимается Европейская сеть исследования робототехники. „В XXI веке человечество впервые столкнется с чужеродным разумом – роботами. Это будет событие в этической, социальной и экономической сферах деятельности человека“, – говорится в материалах исследователей. А ученые из Великобритании считают, что через 50 лет роботы будут претендовать на такие же права, как у человека».
На мой взгляд, распространение понятия «этика» на роботов – это крайне важный шаг.
Согласно трансгуманистической прогностике, технологическая сингулярность приведет к превращению человека в транс-человека (фактически – киборга, роботизированного преемника, новой ступени эволюции разумных существ). Некоторые философы склонны воспринимать это, как катастрофу для человеческого рода, но мне такая точка зрения представляется абсурдной. Если киборги будут мечтать о любви (не в каком-то особом метафизическом смысле, а в человеческом – с индивидуальной привязанностью и сексуальной близостью), то они будут людьми. Существами, соответствующими нашим представлениям о человечности. Вид Homo Sapiens может уйти, но человек – останется.