Текст книги "Послесловие к роману 'Квартеронка'"
Автор книги: А Наркевич
Жанр:
Публицистика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Наркевич А
Послесловие к роману 'Квартеронка'
А. Наркевич
Послесловие к роману "Квартеронка"
Роман "Квартеронка" был опубликован Майн Ридом в 1856 году. Соединенные Штаты Америки переживали тогда период острейшей политической борьбы. И хотя Майи Рид не ставил перед собой цели вмешиваться в это кипение политических страстей, но, избрав местом действия своего романа современный ему рабовладельческий Юг, он воплотил в нем характерные черты тогдашней американской действительности. В результате в центре романа оказалась именно та проблема, вокруг которой шла политическая борьба, – проблема рабства.
Все историческое развитие Северной Америки было теснейшим образом связано с рабовладением. В 1619 году голландский корабль доставил в Северную Америку первые двадцать негров-рабов. В 1860 году, накануне гражданской войны, их насчитывалось уже около четырех миллионов. Их руками обрабатывались колоссальные хлопковые плантации – главный источник богатств Юга.
Эти миллионы рабов подвергались самой чудовищной эксплуатации. Они были низведены до уровня рабочей скотины. Так как считалось, что расцвет физических сил у невольника продолжается всего десять лет, после чего человек изнашивается, то из раба за этот короткий срок старались выжать все соки. Было даже издано немало руководств для плантаторов, как лучше всего эксплуатировать рабский труд.
Для невольников был установлен жестокий каторжный режим. Им запрещалось учиться читать и писать, давать показания против белого; без разрешения владельца нельзя было даже иметь собаку, ружье, зонтик, проезжать по большой дороге, разгуливать ночью, ездить верхом, продавать, покупать. Любой белый мог убить беглого негра; кража негра считалась преступлением. Негров за малейшую провинность подвергали страшным истязаниям. Если эти истязания кончались смертью невольника, то для плантаторов и их подручных это сходило безнаказанно.
Случалось, что доведенные до отчаяния невольники прибегали к самоубийству. В одном официальном документе читаем: "Рабы нередко удушали себя, прижимая язык к гортани с такой силой, что доступ воздуха совершенно прекращался; другие принимали яд или убегали и в конце концов погибали от нищеты или голода". На одной плантации негры, отец и мать, убили своих детей, решив, что "лучше послать души детей на небеса, чем низвергнуть их в ад рабства". После этого они и сами покончили с собой. Одна негритянка-мать убила своих тринадцать детой, чтобы "не дать им мучиться в рабстве".
Ненависть, годами накапливавшаяся в сердцах рабов, то и дело вырывалась наружу. Редкий год проходил без того, чтобы в Южных штатах не вспыхивали восстания рабов. Наиболее крупное восстание имело место в 1822 году в Южной Каролине под руководством негра Везея, в котором участвовало около десяти тысяч рабов, и в Виргинии – в 1831 году под предводительством Ната Тернера. Для подавления этого восстания на помощь местным силам были посланы правительственные войска, которым в конце концов удалось разгромить негров, вооруженных топорами и косами.
Обычным явлением были побеги рабов. Для содействия им противники рабства в Северных штатах организовали "подпольную железную дорогу" – сеть различных тайных путей, по которым беглые негры пробирались в Канаду. На "станциях" этой железной дороги беглецам устраивали ночлег, кормили их, снабжали проводниками до следующей "станции". Читавшие "Хижину дяди Тома" помнят описание бегства Лиззи и ее мужа Джорджа, организованное "подпольной дорогой". В доме автора этой книги, Гарриет Бичер-Стоу, находилась одна из таких "станций".
В самой основе социально-хозяйственного строя Юга с его владычеством хлопка были заложены причины будущих грозных столкновений. При хищническом возделывании хлопка рабским трудом земля быстро истощалась, и плантаторам приходилось постоянно заботиться о захвате новых плодородных земель и распространении па них системы невольничества.
В то время как на Юге господствовало плантаторское хозяйство, основанное на рабском труде, на Севере бурно развивались капиталистические отношения. Основывались предприятия и банки, строились железные дороги, росло население. Результаты этого стремительного роста сказались уже к середине XIX века. В 1850 году в Соединенных Штатах продукция промышленности впервые превысила по стоимости продукцию сельского хозяйства, а в 1860 году страна вышла на четвертое место в мире по объему промышленного производства.
Столкновение между промышленным Севером и рабовладельческим Югом было неизбежно. Но так велик был страх буржуазии Севера перед массовым движением рабочих и фермеров – противников рабства – и такие тесные экономические связи существовали между промышленниками и плантаторами, что капиталисты Севера предпочитали путь компромиссов решительному столкновению. История Соединенных Штатов накануне гражданской войны – это цепь компромиссов, колебаний и сговоров правящих классов.
Иным было отношение к рабству у последовательных демократов, решительно выступавших за отмену невольничества. Их называли тогда аболиционистами (от английского слова abolition, означающего "отмену", "уничтожение").
Политическая борьба вокруг проблемы отмены рабства захватывала все области общественной жизни. Широко развернулась эта борьба и в американской литературе того времени. Сражение началось с выхода в свет в 1852 году романа "Хижина дяди Тома", написанного скромной женщиной Гарриет Бичер-Стоу. Книга эта имела небывалый успех – она разошлась невиданным для той эпохи тиражом в триста тысяч экземпляров. Успех этой и сегодня знаменитой книги объяснялся тем, что в ней, впервые в художественной литературе, ярко и правдиво, хотя и с несомненным налетом религиозной сентиментальности, изображался ужас рабства, его чудовищная бесчеловечность.
Защитники рабства с яростью нападали на писательницу, пытаясь опровергнуть ее. В течение трех лет появилось четырнадцать романов, доказывающих благоденствие рабов и прелести невольничества.
Майн Рид не был активным участником этой борьбы. Более того, в послесловии к "Квартеронке" писатель подчеркивал, что "книга написана не для того, чтобы помочь аболиционистам или же превознести плантатора"; но содержание романа противоречит этой подчеркнуто беспристрастной позиции.
Несправедливость и гнусность рабовладения настолько ярко изображены в "Квартеронке", что не может быть двух мнений о том, кому могла помочь и кого обличить эта книга. Читатель видит, как рабовладельческий уклад вмешивается в судьбу героев "Квартеронки": препятствует любви Эдварда и Авроры Безансон, заставляет их искать спасения в полном опасностей бегстве, ставит героя на край гибели, и только неожиданное сплетение удачных обстоятельств приводит все к счастливой развязке.
Подчеркнуто нейтральная позиция Майн Рида объясняется еще и тем, что писатель, будучи непримиримым противником всякого деспотизма, другом революционеров – словом, передовым человеком своего времени, – считал, что содействовать усилению вражды между Севером и Югом – значит помогать европейским деспотам, во вред делу человеческой свободы. Действительно, руководители европейских держав – английский премьер Пальмерстои и французский император Наполеон III – во время гражданской войны в Америке вели деятельную подготовку интервенции в пользу Юга, и не их вина, что эта подготовка провалилась.
В то время, когда писался роман "Квартеронка", многие политические деятели на Севере надеялись, что можно будет избежать вооруженного столкновения между Севером и Югом. Разделял эти иллюзии и Майн Рид.
Но жизнь разрушила эти надежды. В 1860 году президентом Соединенных Штатов был избран Авраам Линкольн – решительный противник рабства. Вскоре после этого южане вышли из союза, провозгласили образование самостоятельного государства, названного ими "Конфедерацией американских штатов", избрали своим президентом Джефферсона Дэвиса и начали воину против Севера. Целью южан было распространение рабства на большую часть страны.
Сторонники Юга, занимавшие крупные административные посты, позаботились о том, чтобы южане получили ряд важных преимуществ: на Юг было завезено громадное количество оружия и боеприпасов, были усилены южные гарнизоны, министр финансов перевел в южное казначейство почти весь золотой запас страны. Армия Юга была хорошо вооружена и подготовлена.
Северяне долгое время вели войну робко и нерешительно и только осенью 1862 года решились на революционную меру – освобождение рабов тех плантаторов, которые принимали участие в мятеже. Англия и Франция угрожали интервенцией в пользу южан. Из великих держав только Россия поддерживала Север.
Южанам удалось одержать ряд побед, тем но менее война окончилась в 1865 году решительной победой северян. Сказалось громадное преимущество Севера в материальных ресурсах и населении. Сказалась мощная поддержка, которую оказывали борьбе с рабовладельцами американские рабочие. Сказалась международная солидарность трудящихся, сорвавших при помощи забастовок и демонстраций приготовления английского правительства к интервенции. Симпатии всего передового человечества были на стороне тех, кто сражался за уничтожение рабства. И в этом была немалая заслуга передовой американской литературы того времени, показавшей всему миру язвы рабовладельческого общества. Наряду с таким всемирно известным романом, как "Хижина дяди Тома", свое место в этой литературе занимает и увлекательный роман Майн Рида "Квартеронка".
А. Наркевич